Взаимодействие с Банками в рамках закона 115-ФЗ
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, является одной из важнейших задач в сфере обеспечения национальной безопасности и борьбы с коррупцией. Банки играют ключевую роль в этом процессе, так как они обрабатывают большую часть финансовых операций и транзакций между компаниями и физическими лицами. Помимо этого, на сегодняшний день проблема с включением клиентов банков в «черный список» не теряет своей актуальности. Никто не застрахован от попадания в «черный список» с учетом нынешних реалий и норм, регулирующих данную область.
Правовое сопровождение взаимодействия с Банками в рамках Закона № 115-ФЗ
Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" закрепляет требования, которые должны соблюдать банки при проведении операций с клиентами.
Банк должен проводить идентификацию клиента (физического лица или юридического лица), собирать информацию о его доходах и источниках финансирования, а также отслеживать всех вовлеченных в операцию лиц. Банк обязан принимать меры для выявления и предотвращения операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Взаимодействие с банками в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, заключается в установлении и соблюдении правил и процедур, направленных на предотвращение отмывания денег. Банки обязаны проводить комплекс мер, включающий в себя верификацию клиентов, анализ рисков, проверку сделок на предмет сомнительности и подозрительности, а также обязательное декларирование любых операций, связанных с движением больших сумм денег. Кроме того, банки могут сотрудничать с правоохранительными органами в случае обнаружения подозрительных операций, передавая им необходимую информацию для проведения дальнейшего расследования и пресечения преступной деятельности. При несоблюдении банком своих обязательств по защите от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ему грозит ответственность.
Правовое сопровождение взаимодействия с банками в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включает в себя следующие действия:
- Подготовка необходимых документов для открытия банковских счетов и проведения операций через них. Документы могут включать в себя учредительные документы компании, паспорта учредителей и доверенностей на управление счетом.
- Оценка рисков и установление мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В рамках такой оценки, проводится анализ бизнес-процессов, связанных с банковской деятельностью, а также законодательных и иных требований, устанавливающих нормы антикоррупционной и противодействующей легализации доходов деятельности.
- Составление соглашения о сотрудничестве с банком. В таком соглашении устанавливаются условия сотрудничества, а также механизмы по обмену информацией между банком и компанией по вопросам противодействия легализации доходов.
- Контроль за соответствием действий банка и компании законодательным нормам. Для этой цели могут проводиться внутренние аудиты, а также контрольные проверки со стороны государственных органов.
- Разработка стратегии действий в случае обнаружения фактов легализации доходов. Такая стратегия должна включать в себя процедуры по выявлению и сообщению о подозрительных операциях, а также механизмы по остановке подобных операций.
- Обучение и поддержка персонала компании в вопросах противодействия легализации доходов. Обучение может проводиться в форме семинаров, курсов и внутренних инструктажей. Поддержка может осуществляться в форме консультаций и советов относительно того, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, связанных с банковскими операциями.
Взаимодействие банков с органами власти в рамках Закона № 115-ФЗ является неотъемлемой частью банковской деятельности и необходимым условием для обеспечения финансовой безопасности страны. Сопровождение этого взаимодействия, является одной из важнейших процедур в деятельности юридических лиц и должна проводиться строго в соответствии с законодательством.
Помимо этого, существует множество иных законодательных тонкостей данных правовых механизмов. Учитывая сложность банковского законодательства, его изменения, самостоятельно разобраться в таких вопросах не всегда возможно.
В таком случае, сопровождение взаимодействия с Банками в рамках Закона № 115-ФЗ требует помощи юриста, обладающего соответствующими навыками, знаниями и опытом, необходимыми для успешного разрешения банковских вопросов, а в случае нарушения прав Клиента – восстановлении таких прав.
ЮФ «Контра» может оказать Вам следующие виды помощи:
- Консультирование Клиента, в т.ч. в рамках запросов банка о предоставлении сведений и документов;
- Аудит деятельности Клиента на предмет наличия признаков подозрительности в рамках Закона № 115-ФЗ;
- Представление интересов Клиентов в контролирующих органах;
- Обжалование решений банка;
- Подготовка искового заявления;
- Составление иных процессуальных (судебных) документов;
- Представление интересов в суде;
Этапы работ:
Работа по Взаимодействию с Банками в рамках Закона №115-ФЗ строится по следующему плану:
- Консультирование Клиента по интересующему вопросу;
- Анализ ситуации, в которой находится Клиент;
- Подготовка искового заявления;
- Представление интересов Клиента в судебных заседания;
- Обжалование судебных актов в судах вышестоящих инстанций.
Как мы работаем
Публикации
Юристами Юридической фирмы «Контра» были проанализированы изменения в ФЗ «О национальной платежной системе», которые вступают в силу с 28 марта 2020 года. Согласно новому пункту 9.2 статьи 9 вышеуказанного закона с 28 марта оператор, который приостанавливает или прекращает доступ к электронному средству платежа (речь идет о блокировке банковской карты или электронного кошелька), должен выполнить два условия: уведомить об этом клиента в тот же день; указать причину приостановки или прекращения.
Часто задаваемые вопросы
Что понимается под понятием «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем»?
Согласно ст. 3 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Обязано ли юридическое лицо, в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма хранить и обновлять информацию о бенефициарах?
Да, согласно пп. 1-2 п. 3 ст. 6.1 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», юридическое лицо обязано: регулярно, но не реже одного раза в год либо в случае изменения сведений обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию и хранить эту информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений установленных законом, не менее пяти лет со дня получения такой информации.